Презентация программы развития
Паспорт программы
Наименование
Программы. |
Индивидуальная программа развития ученицы из «группы риска» Шабалиной Ксении учащейся 8 «а» класса МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2». |
Автор
Программы. |
Сапожникова Татьяна Анатольевна классный руководитель 8 «а» класса МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2». |
Актуальность проблемы. |
1. Плохая мотивированность Ксении на учебную деятельность.
2. Отсутствие интереса стороны родителей к проблемам обучения и воспитания дочери;
3. Коренные социально-экономические изменения в стране;
4.Безработица и вынужденные отъезды родителей на заработки в Москву;
5. Замкнутость в общении со сверстниками и пробелы в учебе.
|
Цель
Программы. |
Оказание социально-педагогической поддержки Ксении за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.
Создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты поведения ученицы
Поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений.
Научить говорить о своих мыслях, чувствах, поступках. |
Задачи
Программы. |
1.Организовать помощь ребёнку в решении насущных задач:
-учебные трудности;
-нарушения эмоционально-волевой сферы;
-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;
2 .Возмещать издержки семейного воспитания;
3. Повысить мотивацию учебной деятельности.
4. Повысить уровень родительской компетентности.
5. Создать вокруг Ксюши атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения;
6. Помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений. |
Сроки реализации
Программы. |
2008-2010 уч. г. |
Основные мероприятия. |
1.Диагностические исследования психологических особенностей личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
2.Использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащегося).
3.Проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьницы, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащегося.
4. Дальнейшее изучение возможностей продвижение учащегося на пути собственного развития; проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
5. Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по профилактике и коррекции поведения (нравственные классные часы, вовлечения в коллективные творческие дела..)
6.Взаимодействие с психологом и социальным педагогом по совместной реализации поставленных задач: (наставничество, психологические тренинги совместно с психологом;)
7.Работа с родителями. (Посещение на дому; наблюдение и индивидуальные консультации.)
8.Планировать и проводить классные мероприятия (классные часы, диспуты, экскурсии и др.) с активным привлечением Ксении с целью развития и самовыражения личности. |
Исполнители мероприятий. |
Классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, медицинская сестра.
|
Степень реализации Программы. |
Программа находится в стадии реализации. |
Ожидаемые результаты Программы. |
1.Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности..
2.Повышение уровня компетентности родителей Ксении.
3.Научиться эффективному межличностному общению, в том числе со сверстниками; конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
4.Развитие позитивных качеств личности ребенка: доброжелательность, общительность, терпимость, выдержка |
Принципы реализации Программы. |
1.Совместность усилий классного руководителя, зам.директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, родителей, коллектива класса..
2.Дифференцированность (подход к работе с учетом возраста и психологических особенностей).
3.Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития). |
|
I. Введение.
Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - морально-психологические качества личности выпускника школы.
Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. В концепции социального воспитания А.В. Мудрика проблема индивидуальной педагогической помощи представлена следующими основными положениями.
“…Индивидуальная помощь – это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму”.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. . Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. .
Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т. д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.
Другим важным вопросом является отношение школьника к окружающим — родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.
Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.
Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.
Особый вопрос для изучения школьника — его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.
Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.
В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников.
В моём классе 25 человек. Вместе мы 4года , и за это время у нас сложились очень теплые ,доверительные отношения. В классе нет неуспевающих по итогам четвертей и учебных лет. Ребята стараются быть активными во всех школьных мероприятиях, оказывают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Мне хотелось бы обратить особое внимание на Ксюшу. Казалось бы, ничего особенного, нет преступности, психических нарушений, жалоб со стороны учителей-предметников.
Но в этом то вся проблема. Мы порой просто не замечаем таких детей, оставляя их наедине со своим внутренним миром.
Ксюша перешла в наш класс из другой школы. И по началу казалось быстро освоилась ,появились подруги. Но родители приняли решение уехать в Москву на заработки, оставив её с сестрёнкой на попечение бабушки. Это сильно отразилось на Ксюше. Стала «хромать» учёба, появилось безразличие ко всему происходящему в классе - ребёнок ушёл в себя.
Семья выполняет многие функции: воспитывает, организует досуг и развитие личности, поддерживает и защищает от негатива окружающего мира, определяет ведущую роль в формировании психологического пола ребёнка. обеспечивает материально. И ,наверное, последнюю функцию родители посчитали самой главной. Но ведь невозможно купить тепло маминых рук, участие, заботу, именно этого лишается ребёнок ,оставшись без родителей пусть даже временно.
Я делаю вывод о том ,что бесконтрольность со стороны родителей откладывает свой отпечаток на психическое ,эмоциональное, умственное развитие ребёнка .И в этой ситуации считаю необходимым разработать совместно социальными службами школы комплекс мероприятий , которые помогут преодолеть возникшие трудности и сделать жизнь Ксюши интересной ,содержательной, разноплановой.
II. Цель программы:
Оказание социально-педагогической поддержки Ксении за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.
Создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты поведения ученицы.
Поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений..
Научить говорить о своих мыслях ,чувствах ,поступках.
Задачи программы:
1.Организовать помощь ребёнку в решении насущных задач:
-учебные трудности;
-нарушения эмоционально-волевой сферы;
-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;
2.Возмещать издержки семейного воспитания;
3.Повысить мотивацию учебной деятельности.
4.Повысить уровень родительской компетентности.
5.Создать вокруг Ксюши атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения.
6.Помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений.
III. Механизмы реализации программы:
Главным исполнителем программы является классный руководитель и педагогический коллектив школы. Классный руководитель осуществляет руководство процессом индивидуального развития школьника в пределах своих полномочий, объединяет усилия в целях обеспечения эффективной реализации программы в целом. Для этой цели при школе создан координационный совет, задачи которого скоординировать деятельность всех заинтересованных структур, находящихся как в рамках школы, так и за ее пределами.
В деятельность координационного совета по индивидуальному развитию школьника входит регулирование работы состава координационного совета по развитию интеллектуальных, академических, лидерских, художественных, творческих, психомоторных способностей подростка в той степени, которая соответствует его индивидуальному развитию.
Состав координационного совета:
1. Г.П.Мефодьева - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Вурнарская СОШ №2»;
2. Учителя-предметники;
3. Сапожникова Т.А. - классный руководитель;
4. Терентьева С.М - социальный педагог.
5. Егорова А.П.- психолог.
Задачи работы совета:
1.Выявить проблемы Ксении Шабалиной;
2.Определить и внедрить комплекс мероприятий по внедрению приемлемых в данной ситуации педагогических технологий;
3.Корректировать поведение ученицы в ходе реализации программы;
4.Работа с членами семьи;
5.Привлечение специалистов из сферы дополнительного образования, привлечь к занятиям во внеурочное время.
IV. Осуществление реализации программы.
Вся работа по реализации программы проводится поэтапно. Успех во многом зависит от установления доверительных отношений «ученик-учитель» и желания родителей идти на контакт с педагогами.
1 этап – Диагностический. Исследования личности ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Установление контакта с родителями и бабушкой.
Задача: провести психологическое обследование с целью определения хода психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам (Приложение 1).
Средства: работа с психологом и социальным педагогом ,беседа с родителями, посещение на дому, установление отношений основанных на доверии и взаимопонимании в семье.
2 этап – Вовлечение учащегося в разнообразные виды деятельности. Огромное значение имеет знание информации о темпераменте учащегося.
Цель: реализация индивидуальной программы развития ребенка.
Задача: на основе диагностических данных определить цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.
Средства: тесная комплексная работа всех участников программы с применением данных ,полученных после психолого-педагогической диагностики ученицы:
- включение ученика в различные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность приложение 4.).
- удовлетворение потребности в занятиях различными видами творчества.
- формирование потребности к познанию мира и себя как части его.
- развитие потребности в здоровом образе жизни.
- знакомство со способами развития внимания, памяти.
- развитие познавательных способностей (восприятия, воображения, мышления) через организацию работы образовательных курсов, проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр.
- воспитание коммуникативной культуры – умения работать в паре, минигруппе.
Этот процесс можно проиллюстрировать в виде таблицы, определяющей основные направления деятельности. (Приложение 2).
3 этап-. Отслеживание результатов деятельности
Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. Оценить результативность деятельности по развитию индивидуальности можно по следующим критериям:
- самоосуществимость (реализация потребности ученика стать самим собой);
- самоэффективность (использование потенциальных и реальных возможностей ученика)
- самоудовлетворенность (ощущение учеником чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью) (приложение 3)
Показателем воспитанности является конкретные действия ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе (Приложение 5)
4 этап – Корректирование.
Корректирование способствует уточнению и пересмотру воспитательной программы. Подведение некоторых итогов психолого-педагогического воздействия.
По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития.
Классным руководителем анализируется результат всей программы.
V. Сроки реализации программы.
Программа находится в стадии реализации, рассчитана на 2 года с2008 по 2010 уч. год.
VI. Ожидаемые результаты.
1. Формирование познавательного интереса;
2. Развитие способностей к учебным предметам;
3. Развитие коммуникативных умений;
4. Воспитание коллективизма;
6. Максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьников;
7. Выход из своего замкнутого внутреннего мира;
8. Активное участие в общественной жизни класса и школы;
9. Улучшение успеваемости; освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
10. Формирование собственной внутренней позиции;.
11. Повышение уровня родительской компетентности;
Результатом своего труда я бы была удовлетворена ,если бы глаза моей ученицы снова засияли, появился бы интерес к жизни, желание и способность к самореализации. Ксения должна почувствовать ,что родители её любят и заботятся о ней, ведь ничто так не помогает в решении детских проблем как родительская любовь и забота.
VII. Принципы реализации Программы.
1.Комплексность (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, наставника, родителей).
2. Дифференцированность (с учётом возраста «группы риска», с учётом проблем в воспитании).
3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).
Считаю, что необходимо в работе придерживаться также следующих принципов:
-этичное отношения к личности, так как любой человек заслуживает уважения, даже если это ребенок;
-конструктивность в общении, так как любая работа должна приносить плоды и результаты совместного труда должны быть налицо;
-диалогичность и добровольность, так как ребёнок должен почувствовать в учителе друга с которым можно строить отношения и доверять свои проблемы без принуждения.
Вся работа строится на принципе системности.
VIII. Общие психолого-педагогические выводы:
В результате проведенной работы у Ксюши появился интерес к учебе. Она снова стала общительной, весёлой. Стала посещать занятия шейпингом. Научилась не отстранятся от проблем, а решать их. Также появились сдвиги в учёбе в сторону улучшения, в этом ей помогают одноклассники.
Установлен тесный контакт с родителями. Принято совместное решение с родителями о регулярных визитах в школу по приезду с места работы.
Приложение 1.
I.Составляется характеристика учащейся:
а) отношение к учебе (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учёбы);
б) уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (Умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении);
в) ведущие интересы и склонности;
г) культурный кругозор (начитанность);
д) общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность , заинтересованность в делах коллектива);
е) состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни;
ж) нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность);
з) взаимоотношения учащегося с классом;
и) рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.
• Ксюша обучается в данной школе с 6-го класса. Есть желание учиться, но у неё не всегда все получается. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла. Уровень внимания не высокий, учебный материал запоминает не совсем хорошо, владеет навыками самостоятельного умственного труда, к требованиям учителей и к их педагогическим воздействиям относится ответственно. Не всегда умеет планировать учебную работу, выделять главное в ней, осуществлять самоконтроль в учении. Не хватает настойчивости в учении.
• Самооценка занижена.
• Хорошая исполнительница, является помощником старосты класса, по рейтингу успешности в учёбе занимает одно из нижних положений в классе. По просьбе принимает участие в школьных и классных мероприятиях. Доводит дело до конца. Вежливая и тактичная в общении и с ровесниками, и с педагогами, одобряет и поддерживает эти качества у других. Готова прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Себя как личность уважает, заботится о своей чести и достоинстве, уважает достоинство других, но не уверена в себе. Замкнута Не совсем легко входит в контакт, малообщительна, никогда в общении с людьми не допускает резкость. Добрая, трудолюбивая, ответственная. Уравновешенная, не создаёт трудности родителям и учителям.
• Помогает оформлять классные и школьные стенгазеты, рисунки для разных конкурсов.
• Состояние здоровья удовлетворительное.
• Ксюша обладает сознательной дисциплиной, с хорошей степенью развитости чувства долга. Честная, порядочная.
• Рекомендуется направить усилия на повышение уровня настойчивости в учении, повышение внутренней самооценки, развитие творческих способностей, научиться непосредственному общению со сверстниками , педагогами.
II. Проводится диагностика учащейся путем анкетирования, тестирования.
.
Анкета «Общение»
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Есть ли у тебя трудности в общении:
а) со сверстниками …………………………………………………………… иногда
б) с учителями …………………………………………………………………. есть
в) с родителями…………………………………………………………………нет
г) с другими членами семьи
д) с друзьями во дворе
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало друзей или нет друзей ……………………………………………….. да
б) обижают, дразнятся
в) бьют
г) нет общих интересов……………………………………………………….. да
д) мне с ними неинтересно
3.К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к друзьям …………………………………………………………………….. редко
б) к учителю…………………………………………………………………….. редко
в) к маме……………………………………………………………………….. иногда
г) к другим членам семьи……………………………………………………. к бабушке
д) никому
Вывод: Ксении необходимо помочь в выстраивании отношений с учителями. А также расширить круг общения со сверстниками. Я делаю вывод о том ,что у неё ограниченный круг интересов .Надо постараться привлечь к работе родителей.
3.Проведение психологических тестов по темам (работу проводит школьный психолог):
- «Оценка уровня школьной тревожности»;
- «Диагностика уровня интеллекта»;
- «Выявление типа темперамента»;
- «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»;
- «Школьный тест умственного развития»;
- «Диагностика агрессивности».
Выводы : Психолог помогла раскрыть картину психологического развития ученицы.Это ребёнок с невысоким интеллектом, флегматик, несклонен к конфликтам ,неагрессивен ,но достаточно замкнут.
III. Проводится психофизиологическая диагностика учащейся.
• Изучение внимания.
• Изучение памяти.
• Изучение словесно – логического мышления.
• Межличностные отношения в семье.
В сентябре 2008 года в классе проводилось тестирование по методике Айзенка. Итоги тестирования были следующие: Из 32 возможных типов по Айзенку в классе есть только 5 типов. Ксения относится к 19 типу. Были сделаны определенные выводы и внесена корректировка в план развития личности
Тип по Айзенку |
Кол-во
уч-ся |
Характеристика проявления |
Рекомендации |
Тип N°19 |
4 |
Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности. |
У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Заинтересовать чем-то, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме. |
Тип N°21 |
12 |
Очень энергичен, жизнерадостен, "любимец публики". Считается, что подростки такого типа - счастливчики. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные последствия. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате они не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект. |
Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать на лидерские должности - лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа. Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цепи, с другой - приучит к упорядоченной работе. |
Тип N°22 |
3 |
Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении окружающих жестоко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, упрям. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен. |
Нужно создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. п.). Следует интересоваться мелочами быта, самочувствием. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальных, а не групповых видов спорта или художественной самодеятельности). |
Тип N° 23 |
2 |
Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой, добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, ровный, оживленный. Эстетичен. |
Создать возможности для его лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах. |
Тип N°26 |
4 |
Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив, целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. Любит доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонен к панибратству. |
Желательно поощрять при группе за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих сипах. |
IV. Проводится диагностика "Лестница".
Учащейся дается рисунок лестницы. Она должна показать на этой лестнице свое место, а также место других детей.
Таким образом, ребенок демонстрирует модель застенчивого ребенка, которая не приносит вреда, а дает определить диагностируемому положение учащейся в коллективе.
Приложение 2.
Таблица, определяющая основные виды деятельности, где могла бы проявить себя Ксюша
Сферы деятельности (где происходит проявление личных качеств) |
Развитие интересов ученика |
Перспектива развития ученика |
Поддержка класса, Кл. руководителя, психолога, родителей |
Самоуправление в классе |
Помощник старосты |
Стать старостой |
Ребята стараются выполнять просьбы |
Творчество |
Любит рисовать |
Участие в конкурсах рисунков |
Кл.рук. просит помочь в оформлении газет |
Учебно-познавательная деятельность |
Любит гуманитарные предметы |
Получать хорошие оценки |
Одноклассники помогают в учёбе |
Экология |
Работает с родителями на даче |
Посадка деревьев на трудовом десанте |
Работа на субботниках |
Нравственность |
Читает содержательные книги |
Быть духовно-богатой |
Нравственные классные часы |
Спортивно-оздоровительная |
Занятие спортом |
Занятие в спортивном кружке |
Включают в соревнования по желанию |
Трудовая и профессиональная подготовка |
Вышивает бисером |
Сделать работы для выставки |
Помогает бабушка |
Приложение 3.
Таблица взаимодействия учителя и ученика
Способы деятельности учителя |
Способы самодеятельности ребенка |
1.Методы и приемы познания ребенка
2.Методы и приемы понимания ребенка и его жизнедеятельности
3.Методы и приемы педагогического проектирования
4.Методы и приемы, помогающие созиданию
5.Методы и приемы педагогической рефлексии
6. Методы и приемы педагогической рефлексии
|
1. Методы и приемы самопознания
2.Методы и приемы самопонимания
3.Методы самопроектирования
4.Приемы самосозидания
5.Методы и приемы саморефлексии
6.Методы и приемы самокоррекции
|
Тематический план
На 2008/2009 учебный год
Тема и содержание |
Срок |
Форма работы |
ответственные |
1.Посещение на дому. Знакомство. Собеседование |
сентябрь |
Беседа |
Классный
руководитель |
2. Беседа с родителями.
|
сентябрь |
беседа |
Классный
руководитель |
3.Ознакомление с медицинской картой ребенка. |
сентябрь |
диагностика |
Классный
руководитель |
4.Сотрудничество со школьным психологом и с социальным педагогом. |
ежедневно |
диагностика |
Психолог
Социальный
педагог |
5.Наблюдение «Как происходит адаптация ребенка к школе»
Наблюдение и изучение.
|
1 четверть
ежедневно |
Учебно-познавательной,трудовой,
игровой, спортивной, творческой деятельности |
Классный
руководитель |
6.Поручения в классе.
|
сентябрь |
Коллективная работа |
Классный
руководитель |
7.Участие ученика в мероприятиях , проводимых в классе и школе.
|
ежемесячно |
|
Классный
руководитель,
вожатый
|
8. Классные часы на нравственную тему.
|
ежемесячно |
Коллективная работа |
Классный
руководитель |
9. Мини- опрос. Насколько ученики знакомы с правилами приветствий.
|
январь |
тест |
Классный
руководитель |
10. Индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания.
|
ежемесячно |
Тематические и индивидуальные консультация |
Классный
руководитель |
11. Проективные тесты. Ассоциации.
|
март |
диагностика |
Классный
руководитель |
12. Коррекционная работа |
ежемесячно |
Своевременная психолого-педагогическая помощь. |
Классный
руководитель,
Психолог
Социальный
педагог |
На 2009/ 2010 учебный год.
Тема и содержание |
Сроки |
Формы работы |
ответственные |
1. Наблюдение |
ежедневно |
Учебно-познавательной, трудовой,
игровой, спортивной, творческой деятельности |
Классный
руководитель
|
2.Опросник. Десять моих «Я» |
сентябрь |
диагностика |
Классный
руководитель
|
3.Поручения в классе |
октябрь |
|
Классный
руководитель
|
4.Занятость ученицы в кружках
Занятость во внеклассных мероприятиях |
октябрь |
Развивающие и обучающие кружки, секции, центры(игровые программы, праздники, развлечения, игры активного отдыха |
Классный
руководитель
|
5. Закрепление за ученицей сильного ученика для помощи в учебе |
|
Индивидуальная работа |
|
6.Контроль над поведением и посещаемостью |
ежедневно |
|
Классный
руководитель,
психолог, социальный педагог
|
7.Анкетирование с целью выявления отрицательных мотивов учения.
|
ноябрь |
диагностика |
|
8.Диагностика с целью выявления любимого предмета ученика |
декабрь |
диагностика |
|
9.Диагностика интересов школьника.
|
январь |
диагностика |
|
10.Индивидуальная беседа.
|
|
|
|
11.Посещение ученика на дому.
|
февраль |
|
|
12 . Индивидуальная работа с родителями |
|
|
|
13.Поощрения и наказания |
|
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного |
|
14.сотрудничество с психологом и социальным педагогом |
|
|
|
15. Коррекционная работа |
|
Своевременная психолого-педагогическая помощь |
Классный
руководитель,
психолог, социальный педагог |
16. Диагностика об уровне воспитанности школьников.
|
февраль |
диагностика |
психолог Классный руководитель |
17. Тест « Твой характер».
|
январь |
диагностика |
психолог Классный руководитель |
18. Анкета для учащихся «Свободное время» |
ноябрь |
диагностика |
Классный руководитель |
19. Посещение уроков с целью анализа и контроля поведения во время занятий |
|
|
Классный руководитель |
20. Индивидуальная беседа с родителями с целью вовлечения их к контроли за выполнением домашних заданий.
|
|
|
Классный руководитель |
21.Коррекционная работа |
|
Своевременная психолого-педагогическая помощь |
Классный
руководитель,
психолог, социальный педагог |
Характеристика уровня личностного роста учащейся можно представить в виде таблицы( пятибалльная система)
№
п/п |
Содержание показателей |
Баллы в сентябре |
Баллы в конце 1 полугодия |
1. |
Мотивация учебно-познавательной деятельности
- учится охотно
- учится с интересом, но под контролем
- учится под контролем
- нет интереса, активность низкая
- равнодушен к учебе |
2 |
3
|
2. |
Сформированность интеллектуальных умений |
2 |
3 |
3. |
Степень обучаемости ( по усвоению учебного материала) |
1 |
3 |
4. |
Навыки учебного труда ( умение планировать и контролировать свою деятельность) |
3 |
3 |
5. |
Результативность индивидуальных занятий (проявление инициативы) |
2 |
3 |
6. |
Уровень утомляемости. Соблюдение режима дня и развитие способности внимания. |
3 |
4 |
7. |
Целеустремленность (умение ставить цель и добиваться ее) |
3 |
4 |
8. |
Дисциплина и организованность |
3 |
4 |
9. |
Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе |
3 |
4 |
10. |
Уровень развития навыков самообслуживания |
4 |
5 |
11. |
Внешний вид и аккуратность |
5 |
5 |
12. |
Интересы и развлечения |
3 |
4 |
13. |
Уровень этической культуры |
4 |
4 |
14. |
Работа над вредными привычками |
4 |
5 |
15. |
Отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни |
4 |
5 |
16. |
Общественная активность |
3 |
4 |
17. |
Исполнение должностных обязанностей |
3 |
4 |
Приложение 4
Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: "...В то время страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое- застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых".
Застенчивость- это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на мышление, задерживая или расстраивая его ход, вынуждает действовать вопреки желаниям, вызывает неловкие, лишние движения и т. п. У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и даже кажущейся глупости; она возникает у них в присутствии незнакомых им людей- как взрослых, так и детей. В некоторых случаях застенчивость можно рассматривать как один из симптомов психоастении.
Основные направления работы с застенчивостью Шабалиной Ксении:
1.Устранить причину, приведшую к застенчивости.
2.Восстановить потребность ребёнка в общении с людьми разного возраста.
3.Гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников.
4.Обучение ребёнка навыкам общения и установления контакта.
Чтобы преодолеть застенчивость Ксении я продумываю систему поручений: прошу её передать какую-нибудь вещь малознакомому человеку, далее предлагаю ей передать тому же человеку на словах какую-нибудь просьбу и т.п. Также использую методы беседы, игры, убеждения и т.д.
Ксения, как и другие учащиеся, получила общеклассное поручение. В этом году она является помощником старосты. Далее я представляю план конкретных поручений Ксении на текущий учебный год, которые помогли бы ей почувствовать себя значимой в коллективе и раскрыть свои возможности:
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
1 |
Общеклассное поручение |
Сентябрь |
Кл. рук. |
Активная помощница старосты класса |
2 |
Изготовление поделок из даров природы к осеннему балу |
24.10. |
Бабушка |
2 место в школе |
3 |
Привлечение. в конкурс танцев |
Октябрь |
Кл. рук.
хореограф |
Вместе с группой девочек активно выступили в школьном конкурсе |
4 |
Участие в концерте |
Ноябрь |
Кл. рук. |
Исполняла песню с группой девочек |
5 |
Участие в конкурсе чтецов |
25.11. |
Кл. рук. |
Выразительно прочитала стихотворение, получила грамоту за активное участие |
6 |
Подготовка к Новому году |
Декабрь |
Редколлегия. |
Рисовала новог.газету |
7 |
Новогодняя ёлка |
Декабрь |
Кл. рук.
Мама |
Поехала на ёлку в г.Чебоксары |
8 |
Предложу Ксении, чтобы она посетила спорткомплекс со своими одноклассниками |
Январь (во время зимних каникул) |
Кл. рук.
одноклассницы |
Записалась в секцию шейпинга |
9 |
Изготовить открытку ко Дню Защитника отечества |
Февраль |
Кл. рук. |
|
10 |
Участие в конкурсе «Золушка» |
Март |
Кл. рук.
Мама |
|
11 |
Выставка рисунков «Весна-красна» |
Апрель |
Кл. рук. |
|
12 |
Подарок ветеранам |
Май |
Кл. рук. |
|
13 |
Выступление в концерте «Прощай 8 класс» |
Май |
Кл. рук.
Мама |
|
Приложение 5
Уровень воспитанности Ксении Шабалиной
Оцениваются уровни по пятибалльной шкале:
4-5 баллов - высокий
3 балла - средний
1-2 балла - низкий
|
Любознательность |
Прилежание |
Отношение к природе |
Отношение к школе |
Трудолюбие |
Отношение к прекрасному |
Отношение к себе |
В начале года |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
В конце 1 полугодия |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |