Добро пожаловать на наш сайт!

Программа индивидуального развития ребенка

Презентация программы развития

 

 Паспорт программы

 

Наименование

Программы.

Индивидуальная программа развития ученицы из «группы риска» Шабалиной Ксении учащейся  8 «а» класса МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2».

Автор

Программы.

Сапожникова Татьяна Анатольевна классный руководитель 8 «а» класса МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2».

Актуальность проблемы.

1. Плохая   мотивированность  Ксении на учебную деятельность.

2. Отсутствие интереса стороны родителей  к проблемам обучения и воспитания дочери;

3. Коренные  социально-экономические изменения в стране;

4.Безработица и вынужденные отъезды родителей на заработки в Москву;

5. Замкнутость в общении со сверстниками и пробелы в учебе.

 

Цель

Программы.

Оказание социально-педагогической поддержки Ксении за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.

 Создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты  поведения ученицы

Поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений.

Научить говорить о своих мыслях, чувствах, поступках.

Задачи

Программы.

1.Организовать помощь ребёнку в решении насущных задач:

-учебные трудности;

-нарушения эмоционально-волевой сферы;

-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;

2 .Возмещать издержки семейного воспитания;

3. Повысить мотивацию учебной деятельности.

4. Повысить уровень родительской компетентности.

5. Создать вокруг Ксюши атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения;  

6. Помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений.

Сроки реализации

Программы.

2008-2010 уч. г.

Основные мероприятия.

1.Диагностические исследования психологических особенностей личности  ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений  совместной деятельности.

2.Использование различных методов и приёмов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых  (поступки, психические состояния и действия учащегося).

3.Проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьницы, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащегося.

4. Дальнейшее изучение возможностей продвижение учащегося  на пути  собственного развития; проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

5. Внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по профилактике и коррекции поведения (нравственные классные  часы,  вовлечения в коллективные творческие дела..)

6.Взаимодействие с психологом и социальным педагогом по совместной реализации поставленных задач: (наставничество, психологические тренинги совместно с психологом;)

7.Работа с родителями. (Посещение на дому; наблюдение и индивидуальные консультации.)

8.Планировать и проводить классные мероприятия (классные часы, диспуты, экскурсии и др.) с активным  привлечением Ксении с целью развития  и самовыражения  личности.

Исполнители мероприятий.

Классный руководитель, зам.директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, медицинская сестра.

 

Степень реализации Программы.

Программа находится в стадии реализации.

Ожидаемые результаты Программы.

1.Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности..

2.Повышение уровня компетентности родителей Ксении.

3.Научиться   эффективному межличностному общению, в том числе со сверстниками; конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

4.Развитие позитивных качеств личности ребенка: доброжелательность, общительность, терпимость, выдержка  

Принципы реализации Программы.

1.Совместность усилий классного руководителя, зам.директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, родителей, коллектива класса..

2.Дифференцированность (подход к работе с учетом возраста и психологических особенностей).

3.Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).

 

I. Введение.

       Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - морально-психологические качества личности выпускника школы.

 Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих.  В концепции социального воспитания А.В. Мудрика проблема индивидуальной педагогической помощи представлена следующими основными положениями.

“…Индивидуальная помощь – это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму”.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. . Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. .

Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т. д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.
             Другим важным вопросом является отношение школьника к окружающим — родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.

Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.
Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.
           Особый вопрос для изучения школьника — его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.

Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.
В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. И поэтому цель воспитательной работы – помочь подростку, подготовить его к будущей жизни. Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка, помощь в решении возникающих проблем подростков, организация разнообразных видов деятельности школьников.

В моём классе 25 человек. Вместе мы  4года , и за это время у нас сложились очень теплые ,доверительные отношения. В классе нет неуспевающих по итогам четвертей и учебных лет. Ребята стараются быть активными во всех школьных мероприятиях,  оказывают помощь и поддержку тем, кто в них  нуждается.

Мне хотелось бы обратить особое внимание на Ксюшу. Казалось бы, ничего особенного, нет преступности,  психических нарушений, жалоб со стороны учителей-предметников.

Но в этом то вся проблема. Мы порой просто не замечаем таких детей, оставляя их наедине со своим  внутренним миром.

Ксюша перешла в наш класс из другой школы. И по началу казалось быстро освоилась ,появились подруги. Но  родители приняли решение уехать в Москву на заработки, оставив  её с сестрёнкой на попечение бабушки. Это  сильно отразилось на  Ксюше. Стала «хромать»  учёба, появилось безразличие ко всему происходящему в классе - ребёнок ушёл в  себя.

Семья выполняет многие функции: воспитывает, организует досуг и развитие личности, поддерживает и защищает от негатива окружающего мира, определяет ведущую роль в формировании психологического пола ребёнка. обеспечивает материально. И ,наверное, последнюю функцию родители посчитали самой главной. Но ведь невозможно купить тепло маминых рук, участие, заботу, именно этого лишается ребёнок ,оставшись без родителей пусть даже временно.

Я делаю вывод о том ,что бесконтрольность со стороны родителей откладывает свой отпечаток на психическое ,эмоциональное, умственное развитие ребёнка .И в этой ситуации считаю необходимым  разработать совместно социальными службами школы комплекс мероприятий , которые  помогут преодолеть возникшие трудности и сделать жизнь Ксюши  интересной ,содержательной, разноплановой.

II. Цель программы:

         Оказание социально-педагогической поддержки Ксении за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.

         Создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты  поведения ученицы.

         Поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений..

         Научить говорить о своих мыслях ,чувствах ,поступках.

 

Задачи программы:

1.Организовать помощь ребёнку в решении насущных задач:

-учебные трудности;

-нарушения эмоционально-волевой сферы;

-проблемы взаимоотношений со сверстниками; учителями, родителями;

2.Возмещать издержки семейного воспитания;

3.Повысить мотивацию учебной деятельности.

4.Повысить уровень родительской компетентности.

5.Создать вокруг Ксюши атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения.

6.Помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде и принятии ответственных, самостоятельных решений.

III. Механизмы реализации программы:

         Главным исполнителем программы является  классный руководитель и педагогический коллектив школы. Классный руководитель осуществляет руководство процессом индивидуального развития школьника в пределах своих полномочий, объединяет усилия в целях обеспечения эффективной реализации программы в целом. Для этой цели при школе создан координационный совет, задачи которого скоординировать деятельность всех заинтересованных структур, находящихся как в рамках школы, так и за ее пределами.

   В деятельность координационного совета по  индивидуальному развитию школьника входит регулирование работы состава координационного совета по развитию интеллектуальных, академических, лидерских, художественных,  творческих, психомоторных способностей подростка в той степени, которая соответствует его индивидуальному развитию.

Состав координационного совета:

1.   Г.П.Мефодьева - заместитель  директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Вурнарская  СОШ №2»;   

2.     Учителя-предметники;         

3.    Сапожникова Т.А. - классный руководитель;  

4.    Терентьева С.М - социальный педагог.

5.     Егорова А.П.-   психолог.

Задачи работы совета:

1.Выявить проблемы Ксении Шабалиной;

2.Определить и внедрить комплекс мероприятий по внедрению приемлемых в данной ситуации педагогических технологий;

3.Корректировать поведение ученицы в ходе реализации программы;

4.Работа с членами семьи;

5.Привлечение специалистов из сферы дополнительного образования, привлечь к занятиям во внеурочное время.

IV. Осуществление реализации программы.

         Вся работа по реализации программы проводится поэтапно. Успех во многом зависит от установления доверительных отношений «ученик-учитель»  и желания родителей идти на контакт с педагогами.

 

1 этапДиагностический. Исследования личности  ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений  совместной деятельности.

 Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Установление контакта с родителями  и бабушкой.

 Задача: провести психологическое обследование с целью определения хода психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам (Приложение 1).

Средства: работа с психологом и социальным педагогом ,беседа с родителями, посещение на дому, установление отношений основанных на доверии и взаимопонимании в семье.

 

2 этапВовлечение учащегося в разнообразные виды деятельности. Огромное значение имеет знание информации о темпераменте учащегося.

Цель: реализация индивидуальной программы развития ребенка.

Задача: на основе диагностических данных определить цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.

Средства: тесная комплексная работа всех участников программы с применением данных ,полученных   после психолого-педагогической диагностики ученицы:

- включение ученика в различные виды деятельности: игру, учебу, творчество, спортивную деятельность приложение 4.).

 - удовлетворение потребности в занятиях различными видами творчества.

 - формирование потребности к познанию мира и себя как части его.

- развитие потребности в здоровом образе жизни.

- знакомство со способами развития внимания, памяти.

 - развитие познавательных способностей (восприятия, воображения, мышления) через организацию работы образовательных курсов, проведение творческих конкурсов, интеллектуальных игр.

 - воспитание коммуникативной культуры – умения работать в паре, минигруппе.

  Этот процесс можно проиллюстрировать в виде таблицы, определяющей основные направления деятельности. (Приложение 2).

3 этап-.     Отслеживание результатов деятельности

Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой.  Оценить результативность деятельности по развитию индивидуальности  можно по следующим критериям:

-        самоосуществимость (реализация потребности ученика стать самим собой);

-        самоэффективность (использование потенциальных и реальных возможностей ученика)

-        самоудовлетворенность (ощущение учеником чувства удовлетворения собой и своей жизнедеятельностью) (приложение 3)

 

             Показателем  воспитанности является  конкретные действия ученика в различных ситуациях,  его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе (Приложение 5)

 

4 этапКорректирование.

 Корректирование  способствует уточнению и пересмотру воспитательной программы. Подведение некоторых итогов психолого-педагогического воздействия.

 

По завершению программы учеником делается самоанализ своего развития.

Классным руководителем анализируется результат всей программы.

 

V. Сроки реализации программы.

Программа находится в стадии реализации, рассчитана на 2 года с2008 по 2010 уч. год.

 

VI. Ожидаемые результаты.

 

1. Формирование познавательного интереса;

2. Развитие способностей к учебным предметам;

3. Развитие коммуникативных умений;

4. Воспитание коллективизма;

6.  Максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьников;

7. Выход из своего замкнутого внутреннего мира;

8. Активное участие в общественной жизни класса и школы;

9. Улучшение успеваемости; освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.

10. Формирование собственной внутренней позиции;.

11. Повышение уровня родительской компетентности;

Результатом своего труда  я  бы  была удовлетворена ,если бы глаза моей ученицы снова засияли, появился бы интерес к жизни, желание и способность к самореализации. Ксения должна почувствовать  ,что родители её любят и заботятся о ней, ведь ничто так не помогает в решении  детских проблем как родительская любовь и забота.

 

VII. Принципы реализации Программы.

1.Комплексность  (совместные усилия классного руководителя, психолога, социального педагога, наставника, родителей).

2. Дифференцированность (с учётом возраста «группы риска», с учётом проблем в воспитании).

3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития). 

Считаю, что необходимо в работе придерживаться также следующих принципов:

 -этичное отношения к личности, так как любой человек заслуживает уважения, даже если это ребенок;

 -конструктивность в общении, так как любая работа должна приносить плоды и результаты совместного  труда должны быть налицо;

 -диалогичность и добровольность, так как  ребёнок должен почувствовать в учителе друга с которым можно строить отношения и доверять свои проблемы без принуждения.

Вся работа строится на принципе системности.

 

VIII. Общие психолого-педагогические выводы:

                                                 

        В результате проведенной работы у Ксюши появился интерес к учебе. Она снова стала общительной, весёлой. Стала посещать занятия шейпингом. Научилась не отстранятся от проблем, а решать их. Также появились сдвиги в учёбе в сторону улучшения, в этом ей помогают одноклассники.

Установлен тесный контакт с родителями. Принято совместное решение с родителями о регулярных визитах в школу по приезду с места работы.

    Приложение 1.

 

I.Составляется  характеристика учащейся:

 

а)   отношение к учебе (желание учиться, отношение к успехам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание значимости учёбы);

б)   уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика (Умение планировать учебную работу, умение выделять главное в работе, умение осуществлять самоконтроль в учении, уровень настойчивости в учении);

в)   ведущие интересы и склонности;

г)   культурный кругозор (начитанность);

д)  общественная и трудовая активность (инициативность, отношение к труду, добросовестность , заинтересованность в делах коллектива);

е)  состояние здоровья, отношение к здоровому образу жизни;

ж)  нравственная воспитанность (сформированность товарищества, гуманизма, сознательной дисциплины, степень развитости чувства долга, честность, порядочность);

з)  взаимоотношения учащегося с классом;

и)   рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером.

          Ксюша  обучается в данной школе с 6-го класса. Есть желание  учиться, но у неё не всегда все получается. Особый интерес  проявляет  к предметам гуманитарного цикла. Уровень внимания не высокий,  учебный материал запоминает не совсем хорошо, владеет навыками самостоятельного умственного труда,  к требованиям учителей и к их педагогическим  воздействиям  относится ответственно. Не всегда умеет планировать учебную работу, выделять главное в ней, осуществлять самоконтроль в учении. Не хватает настойчивости в учении.

          Самооценка занижена.

           Хорошая исполнительница,  является  помощником старосты класса, по рейтингу успешности в учёбе занимает одно из нижних положений в классе. По просьбе  принимает участие в школьных и классных мероприятиях. Доводит дело до конца.  Вежливая  и тактичная в общении  и с ровесниками, и с педагогами, одобряет и поддерживает эти качества у других. Готова  прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Себя как личность  уважает,  заботится о своей чести и достоинстве,  уважает достоинство других,  но не  уверена в себе. Замкнута  Не совсем  легко входит в контакт, малообщительна, никогда в общении с людьми не допускает резкость. Добрая,  трудолюбивая,  ответственная. Уравновешенная, не создаёт трудности родителям и учителям.

            Помогает  оформлять классные и школьные   стенгазеты, рисунки  для  разных  конкурсов.

           Состояние  здоровья  удовлетворительное.

          Ксюша обладает сознательной дисциплиной, с хорошей степенью развитости чувства долга. Честная, порядочная.

          Рекомендуется направить усилия на повышение уровня настойчивости в учении, повышение внутренней самооценки, развитие творческих способностей, научиться непосредственному общению со сверстниками , педагогами.

 

 

II. Проводится диагностика учащейся путем анкетирования, тестирования.

.

 Анкета «Общение»

                         ВОПРОСЫ                                                                            ОТВЕТЫ

 

1.     Есть ли у тебя трудности в общении:

а) со сверстниками …………………………………………………………… иногда

б) с учителями …………………………………………………………………. есть

в) с родителями…………………………………………………………………нет

г) с другими членами семьи

д) с друзьями во дворе

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало друзей или нет друзей ……………………………………………….. да

б) обижают, дразнятся

в) бьют

г) нет общих интересов……………………………………………………….. да

д) мне с ними неинтересно

3.К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к друзьям …………………………………………………………………….. редко

б) к учителю…………………………………………………………………….. редко

в) к маме……………………………………………………………………….. иногда

г) к другим членам семьи……………………………………………………. к бабушке

д) никому

 Вывод:  Ксении  необходимо помочь в выстраивании отношений с учителями. А также расширить круг общения со сверстниками. Я делаю вывод о том ,что у неё ограниченный круг интересов .Надо постараться привлечь к работе родителей.

3.Проведение психологических тестов по темам  (работу проводит школьный психолог):

-   «Оценка уровня школьной тревожности»;

-   «Диагностика уровня интеллекта»;

-   «Выявление типа темперамента»;

-    «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»;

-    «Школьный тест умственного развития»;

-    «Диагностика агрессивности».

Выводы : Психолог помогла раскрыть картину психологического развития ученицы.Это ребёнок с невысоким интеллектом, флегматик, несклонен к конфликтам ,неагрессивен ,но достаточно замкнут.

 

III. Проводится психофизиологическая диагностика учащейся.

 

 • Изучение внимания.

 • Изучение памяти.

 • Изучение словесно – логического мышления.

 • Межличностные отношения в семье.

 

            В сентябре 2008 года  в классе проводилось тестирование по методике Айзенка. Итоги тестирования были  следующие: Из 32 возможных типов по Айзенку  в классе есть только 5 типов. Ксения относится к 19 типу. Были сделаны определенные выводы и внесена корректировка в план развития личности

Тип по Айзенку

Кол-во

уч-ся

Характеристика проявления

Рекомендации

 

 

 

 

 

Тип N°19

 

 

 

 

4

Спокойный тип. Молчаливый, рассуди­тельный. Замедленно-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрас­тный, скромный, низко-эмоциональный. Иногда отвлечен от реальности.

У подростков данного типа надо поста­раться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склон­ности и способности подростка. Заинте­ресовать чем-то, дав какую-то работу с высокой личной ответственностью (дея­тельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип N°21

 

 

 

 

 

 

 

   12

Очень энергичен, жизнерадостен, "лю­бимец публики". Считается, что подро­стки такого типа - счастливчики. Действи­тельно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто име­ет негативные последствия. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им все доступно. В результате они не учатся серьезно работать над дости­жением цели. Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выби­рать на лидерские должности - лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа. Строго требо­вать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на пе­риоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать вы­полнение. Это, с одной стороны, помо­жет добиться поставленной цепи, с дру­гой - приучит к упорядоченной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип N°22

 

 

 

 

 

   

 3

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении окружающих жестоко требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, упрям. Рассудителен, хлад­нокровен. К чужому мнению относится безразлично. Предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен.

Нужно создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. п.). Следует интересоваться мело­чами быта, самочувствием. Среди об­щественных поручений желательно вы­брать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табе­ля, учет чего-то и т. п.). Хвалить за ис­полнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальных, а не групповых видов спорта или художес­твенной самодеятельности).

 

 

 

 

 

Тип N° 23

 

 

 

 

 

    2

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управ­лять собой, добиваться намеченной це­ли. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением ок­ружающих. Характер легкий, ровный, оживленный. Эстетичен.

Создать возможности для его лидерст­ва. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производст­венная и общественная) была в разум­ных пределах.

 

 

 

Тип N°26

 

 

 

  4

Спокоен, уравновешен, терпелив, пе­дантичен. Честолюбив, целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. Любит доверительные отноше­ния, спокойный темп работы. Не скло­нен к панибратству.

Желательно поощрять при группе за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих сипах.


IV. Проводится диагностика  "Лестница".

       Учащейся  дается рисунок лестницы. Она должна показать на этой лестнице свое место, а также место других детей.

Таким образом, ребенок демонстрирует модель застенчивого ребенка, которая не приносит вреда, а дает определить диагностируемому положение учащейся в коллективе.

 

                                                                                                                                                              Приложение 2.

         Таблица, определяющая основные виды деятельности, где могла бы проявить себя Ксюша

 

Сферы деятельности (где происходит проявление личных качеств)

Развитие интересов ученика

Перспектива развития ученика

Поддержка класса, Кл. руководителя, психолога, родителей

Самоуправление в классе

 Помощник старосты

Стать старостой 

Ребята стараются выполнять просьбы 

Творчество

Любит рисовать 

 Участие в конкурсах рисунков

 Кл.рук. просит помочь в оформлении газет

Учебно-познавательная деятельность

 Любит гуманитарные предметы

Получать хорошие оценки

Одноклассники помогают в учёбе 

Экология

 Работает с родителями на даче

Посадка деревьев на трудовом десанте 

Работа на субботниках 

Нравственность

Читает содержательные книги 

Быть духовно-богатой 

Нравственные классные часы 

Спортивно-оздоровительная

Занятие спортом 

 Занятие в спортивном кружке

Включают в соревнования по желанию 

Трудовая и профессиональная подготовка

 Вышивает бисером

Сделать работы для выставки 

 Помогает бабушка

 

   Приложение 3.

 

Таблица взаимодействия учителя и ученика

Способы деятельности учителя

Способы самодеятельности ребенка

1.Методы и приемы познания ребенка

2.Методы и приемы понимания ребенка и его жизнедеятельности

3.Методы и приемы педагогического проектирования

4.Методы и приемы, помогающие созиданию

5.Методы и приемы педагогической рефлексии

6. Методы и приемы педагогической рефлексии

 

1. Методы и приемы самопознания

 

2.Методы и приемы самопонимания

 

3.Методы самопроектирования

 

4.Приемы самосозидания

 

5.Методы и приемы саморефлексии

 

6.Методы и приемы самокоррекции

 

 

Тематический план

На 2008/2009 учебный год

 

Тема и содержание

Срок

Форма работы

ответственные

1.Посещение на дому. Знакомство. Собеседование

сентябрь

Беседа

Классный

руководитель

2. Беседа с родителями.

 

сентябрь

беседа

Классный

руководитель

3.Ознакомление с медицинской картой ребенка.

сентябрь

 диагностика

Классный

руководитель

4.Сотрудничество со школьным психологом и с социальным педагогом.

ежедневно

 диагностика

Психолог

Социальный

педагог

5.Наблюдение «Как происходит адаптация ребенка к школе»

Наблюдение и изучение.

 

1 четверть

 

ежедневно

Учебно-познавательной,трудовой,

игровой, спортивной, творческой деятельности

Классный

руководитель

6.Поручения в классе.

 

сентябрь

 Коллективная работа

Классный

руководитель

 

7.Участие ученика в мероприятиях , проводимых в классе и школе.

 

 ежемесячно

 

Классный

руководитель,

вожатый

 

8. Классные часы  на нравственную тему.

 

ежемесячно

Коллективная работа

Классный

руководитель

9. Мини- опрос.  Насколько ученики знакомы с правилами приветствий.

 

январь

тест

Классный

руководитель

10. Индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания.

 

ежемесячно

Тематические и индивидуальные консультация

Классный

руководитель

11. Проективные тесты. Ассоциации.

 

март

диагностика

Классный

руководитель

12. Коррекционная работа

 ежемесячно

Своевременная психолого-педагогическая помощь.

Классный

руководитель,

 

Психолог

Социальный

педагог

 

 

 

На 2009/ 2010 учебный год.

Тема и содержание

Сроки

Формы работы

ответственные

1. Наблюдение

ежедневно

Учебно-познавательной, трудовой,

игровой, спортивной, творческой деятельности

Классный

руководитель

 

 

2.Опросник.  Десять моих  «Я»

сентябрь

диагностика

Классный

руководитель

 

3.Поручения в классе

 октябрь

 

Классный

руководитель

 

4.Занятость ученицы в кружках

 

Занятость во внеклассных мероприятиях

 октябрь

Развивающие и обучающие кружки, секции, центры(игровые программы, праздники, развлечения, игры активного отдыха

Классный

руководитель

 

5. Закрепление за ученицей сильного ученика для помощи в учебе

 

Индивидуальная работа

 

6.Контроль над поведением и посещаемостью

ежедневно

 

Классный

руководитель,

психолог, социальный педагог

 

7.Анкетирование с целью выявления отрицательных мотивов учения.

 

ноябрь

диагностика

 

8.Диагностика с целью выявления любимого предмета ученика

декабрь

диагностика

 

9.Диагностика интересов школьника.

 

январь

диагностика

 

10.Индивидуальная беседа.

 

 

 

 

11.Посещение ученика на дому.

 

февраль

 

 

12 . Индивидуальная работа с родителями

 

 

 

13.Поощрения и наказания

 

Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного

 

14.сотрудничество с психологом и социальным педагогом

 

 

 

15. Коррекционная работа

 

Своевременная психолого-педагогическая помощь

Классный

руководитель,

психолог, социальный педагог

16. Диагностика  об уровне воспитанности школьников.

 

февраль

диагностика

психолог Классный руководитель

17. Тест « Твой характер».

 

январь

диагностика

психолог Классный руководитель

18. Анкета для учащихся  «Свободное время»

ноябрь

диагностика

Классный руководитель

19. Посещение уроков с целью анализа и контроля поведения во время занятий

 

 

Классный руководитель

20. Индивидуальная беседа с родителями с целью вовлечения их к контроли за выполнением домашних заданий.

 

 

 

Классный руководитель

21.Коррекционная работа

 

Своевременная психолого-педагогическая помощь

Классный

руководитель,

психолог, социальный педагог

 

Характеристика уровня личностного роста учащейся можно представить в виде таблицы( пятибалльная система)

 

п/п

Содержание показателей

Баллы в сентябре

Баллы в конце 1 полугодия

1.

Мотивация учебно-познавательной деятельности

-        учится охотно

-        учится с интересом, но под контролем

-        учится под контролем

-       нет интереса, активность низкая

-       равнодушен к учебе

2

3

 

2.

Сформированность интеллектуальных умений

2

 

3.

Степень обучаемости ( по усвоению учебного материала)

1

 

4.

Навыки учебного труда ( умение планировать и контролировать свою деятельность)

3

3

5.

Результативность индивидуальных занятий (проявление  инициативы)

2

6.

Уровень утомляемости. Соблюдение режима дня и развитие способности внимания.

3

7.

Целеустремленность (умение ставить цель и добиваться ее)

3

4

8.

Дисциплина и организованность

3

4

9.

Коммуникабельность. Степень влияния в коллективе

3

4

10.

Уровень развития навыков самообслуживания

4

 

11.

Внешний вид и аккуратность

5

 

12.

Интересы и развлечения

3

 

13.

Уровень этической культуры

4

 

14.

Работа над вредными привычками

4

 

15.

Отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни

4

     5

16.

Общественная активность

3

 

17.

Исполнение должностных обязанностей

3

 

 

 

 

                                                                                                                                                              Приложение 4

       Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: "...В то время страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое- застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых".

   Застенчивость- это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на мышление, задерживая или расстраивая его ход, вынуждает действовать вопреки желаниям, вызывает неловкие, лишние движения и т. п. У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и даже кажущейся глупости; она возникает у них в присутствии незнакомых им людей- как взрослых, так и детей. В некоторых случаях застенчивость можно рассматривать как один из симптомов психоастении.

 

 

Основные направления работы с застенчивостью Шабалиной Ксении:

 

1.Устранить причину, приведшую к застенчивости.

2.Восстановить потребность ребёнка в общении с людьми разного возраста.

3.Гармонизация отношений ребёнка в семье и группе сверстников.

4.Обучение ребёнка навыкам общения и установления контакта.

 

   Чтобы преодолеть застенчивость Ксении я продумываю систему поручений: прошу её передать какую-нибудь вещь малознакомому человеку, далее предлагаю ей передать тому же человеку на словах какую-нибудь просьбу и т.п. Также использую методы беседы, игры, убеждения и т.д.

Ксения, как и другие учащиеся, получила общеклассное поручение. В этом году она является помощником старосты. Далее я представляю план конкретных поручений Ксении на текущий учебный год, которые помогли бы ей почувствовать себя значимой в коллективе  и раскрыть свои возможности:

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1

Общеклассное поручение

Сентябрь

Кл. рук.

Активная помощница старосты класса

2

Изготовление поделок из даров природы к осеннему балу

24.10.

Бабушка

2 место в школе

3

Привлечение. в конкурс танцев

Октябрь

Кл. рук.

хореограф

Вместе с группой девочек активно выступили в школьном конкурсе

4

Участие в концерте

Ноябрь

Кл. рук.

Исполняла песню с группой девочек

5

Участие в конкурсе чтецов

25.11.

Кл. рук.

Выразительно прочитала стихотворение, получила грамоту за активное участие

6

Подготовка к Новому году

Декабрь

Редколлегия.

Рисовала новог.газету

7

Новогодняя ёлка

Декабрь

Кл. рук.

Мама

Поехала на ёлку в г.Чебоксары

8

Предложу Ксении, чтобы она посетила спорткомплекс со своими одноклассниками

Январь (во время зимних каникул)

Кл. рук.

одноклассницы

Записалась в секцию шейпинга

9

Изготовить открытку ко Дню Защитника отечества

Февраль

Кл. рук.

 

10

Участие  в конкурсе «Золушка»

Март

Кл. рук.

Мама

 

11

Выставка рисунков «Весна-красна»

Апрель

Кл. рук.

 

12

Подарок ветеранам

Май

Кл. рук.

 

13

Выступление в концерте «Прощай 8 класс»

Май

Кл. рук.

Мама

 

 

 

 

Приложение 5

 

Уровень воспитанности Ксении Шабалиной

 

Оцениваются уровни по пятибалльной шкале:

4-5 баллов - высокий

3 балла - средний

1-2 балла -  низкий

 

 

 

Любознательность

Прилежание

Отношение к
природе

Отношение к
школе

Трудолюбие

Отношение к
прекрасному

Отношение к
себе

В начале года

2

3

4

3

4

4

3

В конце
1 полугодия

3

4

4

4

5

5

4

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz